Педагогические чтения

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В КЛАССАХ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (из опыта работы)

Е.В. Дорохова, гимназия №2 г. Коломны Московской обл.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение – две составляющие части одного процесса – самоопределения личности в выборе дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
В нашей гимназии физико-математический профиль был создан в 1989 году. За прошедшие 17 лет накоплен большой опыт работы.
В своей работе я использую современные образовательные технологии: блочную, проектную; информационно-коммуникационные технологии и др. Особое внимание уделяю работе с одаренными детьми.
В 10–11 классах физико-математического профиля на уроки физики по программе отводится 5 часов в неделю. Это позволяет изучать предмет по учебнику для школ и классов с углубленным изучением физики под редакцией Пинского А.А., решать задачи повышенной трудности.
Обучение в профиле организовано по блочной системе, структура которой представлена на слайде. Выделю некоторые особенности методики работы в профильных классах На уроках изучения нового материала большое внимание уделяю наглядности, демонстрационному эксперименту, развитию устной речи учащихся. Использование современных технических средств, создание проблемных ситуаций позволяет заинтересовать учащихся, способствует самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой.
Обучение методике решения задач позволяет учащимся находить правильный подход к задачам разного уровня. Мы учимся решать задачи уровня В и С, что обеспечивает подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам в ВУЗы.
Для ребят, стремящихся получить инженерные специальности особенно интересны лабораторные работы и физический практикум, на которых они могут получить навыки работы с приборами, умения оценивать погрешности измерений Работа практикума сначала самостоятельно выполняется группой учащихся, после чего они становятся консультантами по этой работе. Ребята с большим интересом подбирают приборы, производят измерения, обрабатывают результаты, составляют отчеты. При обработке результатов мы используем электронные таблицы Microsoft Excel.
К повторительно-обобщающему уроку ребята готовят опорный конспект по изученной теме на одном стандартном листе А-4. Учащиеся с интересом относятся к этому творческому заданию. Оформлять можно на компьютере, можно от руки, главное – содержание. Дидактическая цель здесь очевидна – при составлении опорного конспекта надо еще раз пропустить через себя весь раздел, осмыслить его, систематизировать, установить логические связи, кратко и предельно ясно представить материал.
Следующий этап – зачет. На зачете ученик получает две оценки: за теорию и задачу. Перед контрольной работой проводится тест. Систематическая работа с тестами помогает учащимся готовиться к ЕГЭ.
Заключительный урок по теме – контрольный. Таким образом, каждый ученик за один блок зарабатывает не менее 10 оценок, а за полугодие до 30-ти.
Такая система работы позволяет добиться глубокого усвоения знаний, умений применять их в измененных ситуациях, развивает интеллект, трудолюбие, самостоятельность мышления, целеустремленность, формирует профильную направленность. Очень важно при этом создать атмосферу сотрудничества, творчества, уважения, дать учащимся тот уровень знаний, который заставляет их идти вперед. Для создания такой атмосферы приходится много работать при подготовке к урокам, тщательно подбирать задачи разного уровня, демонстрационные опыты, видеофильмы, компьютерные программы.
Новые подходы в профильной ориентации осуществляются с помощью элективных курсов и использования компьютерных технологий. На занятиях элективных курсов мы решаем экспериментальные и теоретические задачи, рассматриваем интересные вопросы, знакомимся с историческими фактами. На итоговом занятии проводится защита творческих работ учащихся: задач повышенного уровня сложности, занимательных опытов с объяснением, компьютерных презентаций.
Актуально сегодня использование компьютерных технологий.
Наличие уроков технологии в физико-математических классах позволяет проводить компьютерные практические работы. Например: «Исследование энергетических переходов атома водорода и наблюдение его линейчатого спектра», «Исследование цепи переменного тока с катушкой индуктивности».
Учащиеся физико-математических классов активно участвуют в проектной деятельности. Ребята работали над проектами под руководством учителей физики и информатики («Кинематика. Прямолинейное движение», «Кинематика. Движение по окружности», «Гидростатика и аэростатика», «Законы динамики»). Некоторые из этих проектов зарегистрированы и опубликованы в журнале «Компьютерные учебные программы и инновации» №8, 2005 г.
Профориентационная направленность реализуется во внеурочной работе.
В гимназии стали традиционными научно-практические конференции старшеклассников. Им предшествует большая предварительная подготовка. Это работа над рефератами, докладами, создание презентаций, подготовка опытов, плакатов, подборка и решение трудных задач. Выбор темы – результат обсуждения с ребятами, но темы никогда не повторяются. Ребята обычно активно участвуют в организации и проведении конференций, приобретают опыт научной работы. Много бывает и слушателей.
Необыкновенный интерес у учеников вызывает живое присутствие и выступление профессиональных научных работников. Мы приглашаем профессора кафедры теоретической физики КГПИ Богуславского А.А., научного сотрудника ИТЭФ РАН, аспиранта МФТИ Углова Тимофея, нашего выпускника 1997г., студента МФТИ Чернышева Дмитрия, нашего выпускника 2001 г. 
Большую роль в развитии навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, решения трудных задач играет обучение ребят в Заочной физико-технической школе при МФТИ, заочных школах при МГУ и МИФИ. Задача учителя - информировать ребят о наборе в заочные школы, помочь выполнить вступительные задания. В каждом физико-математическом классе 4-5 человек занимаются в ЗФТШ МФТИ.
Развитию стойкого интереса к физике и технике способствуют регулярные экскурсии в Политехнический музей в г. Москве. Они входят в программу физико-математических классов. После экскурсии учащиеся сдают краткий письменный отчет о том, что узнали во время экскурсии, делятся своими впечатлениями.
Для девятиклассников организуется экскурсия в “Звездный городок”. Такая экскурсия очень интересна и познавательна, воспитывает гордость за нашу Родину.
Ежегодно в гимназии проводится декада физики. Традиционно она приурочена ко Дню Космонавтики. Подготовка и проведение декады – широкое поле деятельности для индивидуальной работы с учащимися.
Важное место в системе работы с одаренными детьми занимают предметные олимпиады. Олимпиада – это и стимул к совершенствованию знаний, и средство самоутверждения. Многие из выпускников физико-математических классов поступают в ВУЗы как победители олимпиад без вступительных экзаменов. Например, победитель Всероссийской олимпиады по астрономии А.Бурмистрова принята в этом году без вступительных экзаменов на физический факультет МГУ.
Результаты ЕГЭ по физике в 2004-2006 годах подтверждают высокое качество знаний выпускников профильных классов. Все выпускники физико-математических классов поступают в ведущие технические ВУЗы России (МГУ, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, МЭИ, МАИ, РГРТА и др.) на бюджетное обучение. Обработка анкет выпускников, проведенная учащимися 10 физмат класса, показала, что выпускникам физмата помогает успешно учиться в ВУЗах хорошая подготовка и навыки, полученные в гимназии.
Более 60% из них работают по специальности, многие поступают в аспирантуру, защищают кандидатские диссертации.
Многолетний опыт работы в профильных классах убеждает в необходимости профильного образования.