ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Выступление Филюшиной Любови Васильевны, учителя начальных классов МОУ гимназии№ 2 «Квантор» г.о. Коломна.

Целенаправленное, интенсивное развитие творческих способностей учащихся – это одна из центральных задач обучения и воспитания, важнейшая проблема их теории и практики.
Система развивающего обучения Эльконина и Давыдова, по которой я работаю 13 лет, дает широкие возможности для осуществления этой цели. Обучение и развитие стоят вместе. Без обучения не может быть развития, и обучение не может быть эффективным, если ребенок не развит.
Моя концепция творческого развития детей предусматривает обе эти проблемы: образовательную и внеурочную.
В образовательное пространство входят:
- урок, как основной вид учебной деятельности,
- познавательные экскурсии,
- олимпиады,
- предметные кружки.
Центральное место занимает урок. В практике моей работы я использую уроки:
- уровневой дифференциации,
- полной самостоятельной деятельности,
- литературы как предмета эстетического цикла,
- уроки развития интеллектуальных способностей.

Рассмотрим подробнее каждый вид урока.
1. Урок уровневой дифференциации.
Уровневое обучение – это такое обучение, при котором создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне ближайшего его развития. Уроки уровневой дифференциации предполагают право ученика на свободу выбора. Поэтому дети ведут себя на таких уроках более раскрепощено, не бывает стрессов, дети учатся в обстановке здоровой конкуренции.
2. Урок полной самостоятельной деятельности.
На каждом этапе этого урока проводится входной и выходной контроль, который показывает уровень освоения учебного материала. К каждому уроку ПСД я составляю инструкционные карты, в которых описываются этапы работы над темой, и даются четкие инструкции учащимся.
Урок полной самостоятельной деятельности – урок модульной технологии, на котором дети самостоятельно изучают тему, самостоятельно формируют умения и навыки.
3. Литература как предмет эстетического цикла (ЛКПЭЦ).
Другим предметом развития творческих способностей является ЛКПЭЦ. Эти уроки я провожу по учебно-методическому пособию Кудиновой и Новлянской. Уроки проводятся по принципиально новой, специальной программе. Ее цель приобщить ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Для этого ученики входят в роль «автора» и «читателя», «критика». Результатом работы по этому курсу является сборник сочинений учащихся «Ума и чувств твоих творенье», выпущенный творческим коллективом учащихся, родителей и учителя. Перед вами строки сочинений…
4. Развитие интеллектуальных способностей.
Уроки этого цикла предполагают: уроки логики, развития творческих способностей (РТС), проектной деятельности, геометрии, информатики.
- Уроки развития логического мышления выстроены в определенной последовательности, они обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи; развивают интуицию, нестандартное творческое мышление; повышают интерес не только к конечным результатам работы, но и что важно к самому процессу познания.
- Великолепным средством решения проблемы связи обучения и развития являются уроки РТС, которые включают в себя всю систему познавательных действий и операций, связанных с восприятием, осмыслением, запоминанием, припоминанием, операциями развития логического и творческого мышления. Уроки РТС проводятся мной по схеме, составленной специально для учащихся начальных классов, учитывающей их возрастные особенности.
- Уроки проектной деятельности. Главная идея проектного метода состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни. Все для жизни». Например работа над проектом «Все течет, все изменяется» предполагала творческую работу учащихся с привлечением дополнительной литературы, проведения опытов, наблюдений за предметами и явлениями.
- Уроки геометрии. Геометрия как предмет преподается в моем классе сквозным курсом с 1 по 11 класс.
- Курс информатика – безмашинный вариант я начинаю с первого класса, в него входит ознакомление учащихся с различными системами счисления, составление простейших программ и алгоритмов и работа с ними. С третьего класса начинается курс информатики с компьютерами.
Олимпиады. Такая систематическая работа с детьми по развитию творческого и логического мышления дает определенные результаты. Мои выпускники успешно выступают на школьных и городских олимпиадах.
Во внеурочную творческую деятельность входят посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по историческим местам, на предприятия с последующим обсуждением увиденного. А также походы, концерты, конкурсы, праздники, тематические вечера. Некоторые работы учащихся вы можете увидеть на слайдах.
Развитие творческих способностей учащихся состоит в том, чтобы содействовать становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. И задача учителя помочь ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально, т.е. сделать обучение победным.