Выступление
учителя математики ВКК муниципального общеобразовательного
учреждения гимназия №2 «Квантор» г.Коломны
Жеботновой Антонины Дмитриевны

Проектная деятельность старшеклассников.
Математика.

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
(Бернард Шоу)

Одна из основных задач обучения - целенаправленное, интенсивное развитие личности. Под термином «развитие» подразумевается способность человека при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное, т.е. способность к творчеству. Создание условий для оптимального развития учащихся является одним из главных направлений в системы работы гимназии. При изучении математики в старших классах эта задача реализуется через проектную деятельность.
Работа в профильных физико-математических классах всегда очень ответственна и интересна, т.к. в качественном образовании и дальнейшем обучении сегодня заинтересованы как дети, так и их родители.
Программа школьного курса математики значительно отличается от программ вступительных экзаменов в ВУЗах, поэтому в физмат классах мало заниматься просто добросовестно в рамках школьного учебника. Это обязательное требование. Но самое главное - нужно заниматься творчески и увлеченно по предмету, много работать самостоятельно. Для этого за 3 года - 9 (предпрофильный), 10 и 11 (профильные) ставлю перед собой и детьми следующие задачи:
1. научить учащихся работать с дополнительной справочной и научной литературой
2. по каждой изучаемой теме планирую практическое углубление материала
3. включаю в программу решение нестандартных, комбинированных задач, которые позволяют выявить уровень творческих способностей учащихся.
Для осуществления этих задач в 9-х классах обязательно включаю в программу элективных курсов следующие темы:
1. Расположение корней квадратного трехчлена.
2. Решение уравнений высших степеней.
3. Метод математической индукции
4. Решение неравенств с двумя переменными (метод интервалов на плоскости)
И обязательно в каждой теме рассматриваются задания с модулем, с параметром, т.е. ведется исследовательская работа. По каждой из названных тем старшеклассники включаются в проектную деятельность, выполняют творческие работы. Защита этих работ проходит в классе. Лучшие работы рекомендуются на научные чтения. Цель - уметь работать с литературой, приобрести навык исследовательской работы, грамотно оформить и грамотно изложить материал.
За последние 3 года учащиеся освоили компьютерные технологии и в содружестве с преподавателями информатики (Кудиновой И.М. и Жемеркиным М.Г.) на элективных курсах математики и информатики стали заниматься индивидуальной проектной деятельностью с использованием ИКТ. Деятельность учащихся планируется и организуется в соответствии с основными этапами работы над проектом.
1-й этап: погружение в проект;
2-й этап: организация деятельности;
3-й этап: осуществление деятельности;
4-й этап: презентация результатов.
И если эти этапы прошли успешно, то данный проект может быть рекомендован для итоговой аттестации на переводном или выпускном экзамене.
Приведу примеры фрагментов нескольких проектов
1. Китаева Дарья «Исследование корней квадратного трехчлена». Тема взята из элективного курса, рассматривается дополнительный теоретический материал и интересные задачи.
2. Тимофеев Сергей. «Системы уравнений». Систематизировал изученный материал, рассмотрел различные способы и методы решения систем.
З. Кузьмичева Ольга «Векторы на плоскости». Тема заинтересовала ученицу в 9 классе, в этом году продолжает работу над проектом «Векторы в пространстве».
4. Васецкий Максим «Планиметрия. Задачи». В работе используется дополнительный теоретический материал и задачи из ЗФТШ.
Вашему вниманию предлагаются несколько фрагментов проекта. Возможности анимации помогают восприятию материала. Глубокими и серьезными получаются групповые проекты в 10 и 11 классах по предмету. Так в 10 классе темы предлагаются следующие групповых проектов:
1. Графики гармонических колебаний
2. Тригонометрические уравнения, параметр, модуль.
3. Отбор корней при решении тригонометрических уравнений.
4. Производная и ее применение.
А некоторые увлеченные математикой ученики, работая с научной литературой, выполнили индивидуальные проекты, которые были зачтены как вступительные экзамены в ВУЗ. Темы этих проектов
1. «Диафантовы уравнения по простому модулю». Иващенко Алексей. 11 кл. (Высшая школа экономики)
2. «Решение систем линейных уравнений. Метод Гаусса», Козиков Алексей. 11 кл. (Бауманский университет)
Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям, требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. При этом школьники учатся выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности или автора идей) Все это потребуется им в жизни.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что учащиеся гимназии вовлечены в проектную деятельность, это позволяет им быть раскрепощенными, свободными по предмету, а также самостоятельными, творческими, разносторонними личностями.