Кудинова Ирина Михайловна,
учитель информатики и ИКТ
МОУ гимназия №2 «Квантор»,
Почетный работник общего образования РФ.

Система работы с одаренными детьми

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный
М. Монтель

Учитель - профессия особенная. Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Смысловой уровень педагогического процесса работы с продвинутыми или одаренными детьми нацелен на формирование отношения между педагогом и обучаемым на принципах диалога, сотрудничества, взаимной ответственности за результаты учебной деятельности и направлены на раскрытие индивидуальности, внутреннего мира обучаемых.

Работа с одаренными детьми направлена на личностно-ориентированное обучение, которое предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучаемого, а также его ранней подготовки по информатике, его способностей и задатков. Поэтому при составлении программ индивидуального обучения должны учитываться следующие аспекты:
-установление целей учения;
-выяснение собственных возможностей и потребностей обучаемого;
- выбор и применение технологий и приемов обучения;
-оценку результатов.

Разработанные программы, поурочные планы, уроки-презентации, составленные практические задания обеспечивают создание реальных условий для индивидуализации обучения. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый ученик работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу деятельности как на уроке, так и дома более комфортной.
Как правило, в классах физико-математического и математического профиля всегда находится несколько учеников, которые способны более быстро усваивать материал, предусмотренный программой, и которые в состоянии уже на имеющихся знаниях разрабатывать что-то свое. Главное их заинтересовать и направить.

Именно с такими учениками приходится работать по индивидуальной программе, т.е.
-весь материал учебной программы учащимися изучается самостоятельно за более короткое время со сдачей зачетов по изученным темам и по темам, которые им хорошо знакомы (с 1994г. по 2000г. - это были учащиеся 10-11 классов; с 2001-02г. по настоящее время – такая работа начинается с учащимися 9 класса; в этом году мы делаем попытки выявления одаренных детей в 6-7 классах, готовя их к осознанному пониманию использования их знаний и возможностей к более быстрому усвоению учебного материала предмета); и
- далее учащемуся предлагается два направления работы:
1) работа по созданию своих собственных проектов и участие в различных творческих конкурсах, учебно-практических конференциях
2) работа по подготовке к олимпиадам.

Работая над проектом, учащийся выполняет индивидуальную творческую работу для более глубокого изучения темы и расширения кругозора, которая затем находит отражение в разработке самого творческого проекта: презентации или программного продукта с использованием любого языка программирования или средств мультимедийных приложений. Тема проекта может быть выбрана по любому предмету. Тематика такой работы различна: информатика, междисциплинарные темы по любым предметам. В постановке таких заданий принимают участие учителя физики, истории, математики, астрономии, русского языка и литературы, ну и, конечно же, учителя информатики. Задача ставится таким образом, чтобы полученный программный продукт использовался в учебном процессе гимназии. В течение нескольких лет гимназия предоставляет возможность учащимся, имеющим особые успехи в изучении предмета, сдать выпускной экзамен в виде защиты творческого проекта.

Основные этапы работы над проектом:
- оформляется учебный паспорт проекта, где указываются цели, задачи, форма работы, на что нацелен результат работы:
- над проектом гимназист работает в течение совместно установленного с учителем времени;
- затем работа проходит апробацию в рамках школы;
- проектант составляет инструкцию по использованию;
- проходит предзащиту на научных чтениях гимназии;
- выступает на научно-практических конференциях;
- лучшие программные продукты выносятся на экзамен.

По данному направлению могут работать все желающие.

Вашему вниманию представлены выпускные работы (2003-2004, 2005-2006) по математике, физике, астрономии, информатике. Все работы получили высокую оценку экзаменационных комиссий и используются в учебном процессе гимназии.
На выпускном экзамене в 2005 году учащимися математического класса были представлены проекты по информатике. Программные продукты были продемонстрированы (28 марта 2006 г.) на городском методическом объединении учителей информатики и ИКТ, получили высокую оценку. Все работы используются учителями информатики на уроках при объяснении материала и проведении уроков ТУЗ., а также учащимися при самостоятельном изучении предлагаемых тем, повторении изученного материала.
При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, дает возможность и учителю, и учащимся лучше понять друг друга.
Выполнение учебного проекта учащимися, получение его программного продукта является прекрасным средством самореализации, раскрытия ребенка как творческой личности.
У любого человека возникает желание продемонстрировать продукт своей деятельности, а если он находит применение в практике работы товарищей, то это вызывает удовлетворение от значимости работы.
Плодотворная внеурочная деятельность учащихся по предмету (информатика) позволяет достичь высоких результатов.

В 2003-2004 году ученик 9 класса физико-математического профиля Левицкий Иван принял участие в Московском Международном форуме «Одаренные дети» и стал лауреатом (III место) в номинации «Компьютерный мир».
В 2004-2005 году на Всероссийском конкурсе ИНФО 2004/2005 "Творческий проект – одна из форм итоговой аттестации учащихся", организованным журналом “Информатика и образование”, были представлены работы учащихся 11 и 10 классов физико-математического профиля Фефелова Александра «Руководство по созданию теста средствами Power Point» и Малюги Ильи «Использование новых информационных технологий для мониторинга знаний учащихся по любому предмету» (Power Test). Конкурсная работа была удостоена диплома конкурса.
В 2004-2005 учебном году учащиеся 9 класса Гурьева Инна и Карпанин Роман приняли активное участие в создании мультимедийного диска, представляющего результаты работы гимназии по проекту «Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс гимназии».
Данный диск и лучшие программные продукты гимназистов (более30) зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ при Госкоорцентре информационных технологий и опубликованы в журнале «Компьютерные учебные программы и инновации». Вместе с ребятами готовим материалы к регистрации: ИКАП ( Информационная карта), РТО (Рекламно-техническое описание), письмо-направление от ОУ на регистрацию программной разработки. Подробности можно найти на сайте www.ofap.ru .

Работа длительное время (с 1994 года) с одаренными детьми, а также с детьми, интересующимися проектной деятельностью, привела к созданию клуба компьютерного творчества «Креатив» (2006 год). Ученики объединены в сплоченный творческий коллектив, в котором формируются хорошие традиции: организация групповой работы над творческими и учебными проектами, научная деятельность учащихся, поддержка в организации и проведении общешкольных мероприятий, презентация и защита индивидуальных проектов.

При подготовке к олимпиадам требуются более глубокие знания по математике, логическое и нестандартное мышление, а информатика (изучение языка программирования) выступает в роли инструмента решения нестандартных задач. Это дано не всем – здесь работа ведется с ребятами, которые занимают призовые места в олимпиадах по математике. Показателем серьезной работы с учениками по индивидуальным планам являются победы в городских и областных олимпиадах.
Реализуя основные направления программы работы с одаренными детьми в гимназии, организуя тьюторскую деятельность, поддерживая творческую инициативу детей, прививая им навыки научно-практической деятельности через создание авторских компьютерных программ, все это дает возможность лучшим гимназистам принимать участие в конкурсах более высокого статуса.
Учащиеся Бурмистрова Ангелина (2006 г.), Зинина Тамара (2006 г.), Митрофанов Иван (2006 г., 2007 г.) приняли участие в Национальном приоритетном проекте “Образование" и стали лауреатами конкурса «Талантливая молодежь», удостоены гранта губернатора Московской области.

Но необходимо создавать условия для развития каждого ученика, для выявления творческих личностей. В связи с этим в нашем городе организуются мероприятия, в которых могут принять все желающие, увлеченные предметом информатика. С 2004 года при поддержке КСТВ проводятся дистанционные олимпиады, с 2006 года – конкурс компьютерного творчества.
Творческий союз учителей информатики с учителями-предметниками дает возможность создавать гимназистам программные продукты и представлять их на Всероссийском фестивале «Портфолио». Участвуя в фестивале, учащиеся могут формировать общедоступное портфолио своих работ. Также формируется портфолио педагога, в которое входят работы учащихся, выполненные под его руководством. По результатам фестиваля издаются книги-сборники тезисов (описаний) работ и компакт-диски с полными версиями работ. Полные версии работ также публикуются на сайте Фестиваля http://portfolio.1september.ru .

Для того, чтобы преподавать такой предмет, как информатика, в соответствии с выдвигаемыми требованиями информатизации общества, необходимо постоянно находиться в творческом поиске, непрерывно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, изучать новые технологии и внедрять их в учебный процесс. Сущность собственной педагогической позиции – стремление привить ученикам коммуникабельность, трудолюбие, целеустремленность.