Тема: «Наши дети повзрослели»

«Переходный», «трудный», «критический» возраст... Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям – родителям и учителям – найти правильную линию поведения по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, от одной эпохи к другой. Всегда ли мы понимаем значимость этого перехода, умеем ли увидеть первые ростки взрослости? Ведь ребята еще много играют, бегают, шалят, часто легкомысленны, неустойчивы в интересах, увлечениях. Это то, что мы видим, а где-то очень глубоко, в тайниках души идет таинственная работа. Она связана с изменениями в самом ребенке. Главное, что отличает подростка – это чувство взрослости, стремление быть и считаться взрослым. Он стремится войти в мир взрослых, хочет, чтобы и окружающие считали его взрослым.

На какой основе возникают эти ощущения? Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, растущая самостоятельность, общение со старшими товарищами.

Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям, к миру. Определяет содержание его поведения, накладывает отпечаток на весь внутренний мир ребенка. Идет переориентация с детских ценностей на взрослые.

Подросток протестует против всех ограничений, становится нетерпим к замечаниям. Он претендует на то, чтобы быть равноправным в отношении взрослых, добивается от них, чтобы они признали его равноправие. А, когда взрослые отказываются признать его взрослым, возникают конфликты

Осознавая себя личностью, подросток усваивает от мира взрослых различные ценности, нормы и способы поведения, делая их своими.

Именно поэтому дети начинают курить, употреблять алкогольные напитки, вырабатывают свой жаргон в общении между собой, девочки начинают краситься, экстравагантно одеваться.

Уважаемые родители! Помните, что это трудный период не только для вас, но и для самих детей!

Положительные изменения, происходящие с подростком:

  1. проявление чувства взрослости;
  2. рост самосознания, самооценки, саморегуляции;
  3. повышенное внимание к своей внешности;
  4. проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков (порой негативных);
  5. появление познавательной мотивации;
  6. желание быть не хуже других, а лучше

Негативные изменения:

  1. повышенная ранимость, высокая тревожность;
  2. проявление эгоцентризма;
  3. намеренная манипуляция взрослыми;
  4. внутренний конфликт с самим собой и окружающими;
  5. повышенное негативное отношение к родителям и учителям, взрослым;
  6. страх одиночества (мысли о суициде)/