Из опыта работы методического объединения учителей английского языка
муниципальной гимназии №2 «Квантор» г. Коломны.

Владение иностранным языком – важная составляющая профессиональной компетенции современного человека. В нашей гимназии, учреждении инновационного типа, победителя конкурса школ ПНПО созданы все возможности для её развития. Это и кадровый потенциал – 100% учителей школьного методического объединения учителей английского языка имеют высшую и первую квалификационную категорию, технические возможности – в гимназии работает локальная сеть, насчитывающая сегодня около 60 компьютеров, имеющая выход в Интернет, солидные библиотека, фильмотека и медиатека открывают широкие возможности для методических находок.

Исторически первые шаги в использовании компьютерных технологий при изучении иностранного языка в нашей гимназии были сделаны более десяти лет назад. Тогда это было возможно только через организацию платных услуг в центре индивидуального обучения и развития «Спектр», где проходят развивающие занятия по всем предметам, в том числе и по английскому языку. В «Спектре» в разные годы работали учителя: Котельникова Г.Н., Кудинова Ю.Е, Дежина С.Б., Рыбакова Г.А.
Создаются группы учащихся с 3 по 6-е классы. Основные задачи, которые мы ставим перед собой, используя

компьютер и обучающие компьютерные программы — накопление, обогащение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по английскому языку, знакомство с культурой страны изучаемого языка, расширение словарного запаса, развитие навыков монологической и диалогической речи, помощь учащимся сделать сознательный выбор в дальнейшем изучении предмета.

При организации развивающих занятий учитывается уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности и интересы. На занятиях недопустимы перегрузки, поэтому занятие состоит из двух частей: 1-ая часть — это устное знакомство с новым материалом, либо активизация уже изученной темы. 2-ая часть — это компьютерный тренинг или компьютерное тестирование. В этой части отрабатывается практический материал из первой части занятия. Компьютерные программы — разноуровневые, таким образом, ученик сам может выбрать степень сложности того или иного материала. Кроме этого, отрабатываются навыки работы на компьютере. Такой дифференцированный подход позволяет избегать перегрузки учащихся, способствует реализации возможностей каждого ученика, повышает интерес предмету.

Наши занятия строится таким образом, что учащиеся изучают материал, идя от простого к сложному: осваиваем клавиатуру компьютера, лексику, грамматику, играем, составляем диалоги, занимаемся аудированием. У нас много дисков с компьютерными программами «Дракоша», «Английский от А до Z», «Живые книжки», «Занимательный английский», «Клиффорд», «Английский через игры и диалоги», «Веселый английский», «Профессор Хиггинс», «Английский без акцента». Так курс «Практическая английская грамматика» позволяет учащимся проверить себя в процессе выполнения упражнений. Набирается ответ, и если он правильный, то компьютер его примет. Если ответ неверный, будут даны еще две попытки, если вы ошибаетесь опять, компьютер дает подсказку. Этот курс удобен и экономит время. Один взгляд на экран - и учитель знает, сколько ошибок сделал ученик, потому что неправильные предложения выделяются другим цветом. Кроме того, у учителя есть информация о количестве ошибок ученика. Таким образом, в конце курса учащиеся овладевают навыками работы на компьютере при выполнении программ разных уровней сложности на английском языке, активизируют лексический и грамматический материал, умеют грамотно использовать этот материал, высказываться по изученной теме, развивают навыки устной речи и аудирования.

Полученные в результате работы методические разработки затем нашли применение при организации работы на уроках. Опыт оказался интересен. Он был обобщен на городском и продемонстрирован на региональном семинаре по теме «Формирование информационной и коммуникативной культуры младших классов». Учитель английского языка Елисеева Вера Владимировна давала открытый урок в 4-ом экспериментальном классе с использованием компьютеров по теме “Enjoying Your Home”на региональном семинаре, а также в 5-ом классе на семинаре для директоров городских школ по теме “Being Happy in the Country and in the City”. А учитель Рыбакова Галина Александровна делилась опытом работы нашего ШМО в центре «Спектр».

Использование компьютерных презентаций, как демонстрация результатов проектной деятельности учащихся стало традицией в работе с учащимися среднего и старшего звена. Так учителя Тимофеева Ольга Данииловна и Тихонова Ольга Михайловна совместно с учащимися разрабатывают проекты, затем проходит презентация этих проектов на традиционных школьных научных чтениях, которые проводятся у нас в гимназии ежегодно в апреле:

  • 2005-2006 уч.год —компьютерная презентация «Готовимся к олимпиаде по английскому языку!»
  • 2006-2007 уч.год — “Scotland”, “ Видо-временные формы глаголов”, “Причастие I, II”, «Коломна музыкальная»,«Поэма о Коломне»
  • 2007-2008 уч.год — «Мой родной город Коломна», «Достопримечательности Коломны».

Наши проекты участвуют в городских конкурсах и получают призовые места. В ноябре этого года учащиеся 9-х классов заняли 1 и 3 места, учащиеся 10-х классов – 1 и 2 места.

Модернизация школьного образования подразумевает обновление его содержания, особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. В профильном образовании используются элективные курсы. Учитель Кудинова Юлия Евгеньевна разработала элективный курс «Компьютер и Интернет» для учащихся физико-математического и информационно- математического профиля. Курс рассчитан на 17 часов. Целью данного курса является практическое применение информационных технологий, самостоятельный поиск и отработка информации. Итогом работы курсов учащихся после изучения является мини-презентация сайта или статьи.

Учитель Котельникова Галина Николаевна разработала элективный курс по теме «Технический перевод» для классов военно-инженерного профиля. Курс рассчитан на 34 часа. Перевод технического текста без словаря является контролем усвоения учащимися грамматических и лексических аспектов данного курса.

Учитель Рыбакова Галина Александровна разработала элективный курс по теме «Выполнение тестовых заданий различных видов» для классов гуманитарного и социально-экономического профиля. Формой итогового контроля является исполнение финального теста, включающего в себя 100 вопросов, а также составление собственного теста.

В последние несколько лет в нашей гимназии внедряется КМ-школа. Учителя английского языка включаются в апробацию этой программы, используя ее на своих уроках. Был показан фрагмент урока на дне Открытых дверей гимназии по теме «Информационное поле гимназии как среда оптимизации условий развития личности ученика» с использованием материала КМ-школы и интерактивной доски, который провела Рыбакова Галина Александровна.

Классный руководитель 10 «В» класса Елисеева Вера Владимировна использует «КМ-школу» для работы с документацией своего класса.

При помощи компьютера ученики усваивают новый материал, проверяют свой уровень знаний, повторяют пройденное. Так учитель Дежина Светлана Борисовна в своей работе использует компьютерную программу «Английский в три приёма» и интерактивную доску при повторении тем «Еда», «Одежда», «Школьный день», «Дни недели» с учащимися 6-х классов.

Развитие научно-технического прогресса, тотальная информатизация общества требует от современного учителя умения работать на компьютере. Все учителя английского языка по освоению компьютера в количестве 72 часов. Руководитель ШМО Рыбакова Г.А. ведет всю документацию, используя компьютер и по мере необходимости этим материалом можно воспользоваться. В этом учебном году наши коллеги Тихонова О.М., Кудинова Ю.Е., Дежина С.Б. и Котельникова Г.Н. занимаются на дистанционных курсах повышения квалификации по теме «Подготовка учащихся к ЕГЭ по английскому языку» в педагогическом университете «Первое сентября».

Зам. директора Котельникова Г.Н
Руководитель ШМО Рыбакова Г.А.