Классное ученическое собрание – одна из форм
привлечения учащихся к самоуправлению.

 

 

Цель: Воспитание выпускника 21 века, имеющего активную жизненную позицию, способного адаптироваться к непрерывно меняющимся жизненным условиям, умеющего высказывать и отстаивать свою точку зрения.

 

Все это формирует в ученике детское самоуправление - необходимый компонент современного воспитания.

 

 

 

 

 

 

Классное ученическое собрание является наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех учащихся к самоуправлению.

 

 

 

 

Цели и задачи:
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем.
Цель классных собраний – развивать у учащихся способность самостоятельно решать жизненные проблемы.
Следует выделить некоторые моменты, которых не должно быть на классном собрании:
- не позволяйте детям осуждать или обвинять других;
- не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
- не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят;
- создать атмосферу сотрудничества.

Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе.

 

 

Классное ученическое собрание обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. На собрании ученик может исполнять роль не только воспитанника, но и воспитателя и организатора.

 

Для ведения собрания избирается председатель и секретарь(лучше не постоянные)

 

Структура классного собрания может быть следующей.

1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися).

2. Изложение информации по проблеме.

3. Дискуссия.

4. Предложение решения проблемы.

5. Выбор решения.

6. Обсуждение предполагаемого результата решения.

7. Закрытие собрания.

 

Процедура классного собрания предполагает и особые условия:

-Школьники могут сидеть по кругу, т.е. так, чтобы видеть говорящего.
- Не менее важно придерживаться установленных временных границ. Для учащихся начальной школы достаточно 30 минут, а для старших школьников - 40 минут. Если обсуждение, дискуссия проходят успешно и интересуют всех ребят, то время может быть продлено, но до разумных пределов.
- Вместе с классом необходимо установить, как часто организовывать классные собрания, встречи. ( 1 неделя месяца) Но могут возникнуть ситуации, требующие безотлагательного проведения классного собрания.
Должно практиковаться в классных коллективах не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 мин). Такая практика сделает классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления

 

 

При организации и проведении классного собрания важно соблюдение ряда правил или выработка собственных, например:
- попытаться самим решить проблему;
- не оказывать друг на друга никакого давления, ни юридического, ни словесного;
- слушать друг друга и не перебивать.

 

 

 

Классный руководитель может определить внутренний рост детей.

Это может быть выражено в перечне специальных навыков, характерных для детей разного возраста.

Для учащихся начальных классов характерны следующие основные навыки:

1. Понимать и описывать проблему, выступать не стесняясь.

2. Высказывать свое мнение, мысли, активно участвовать в обсуждении вопросов (проблемы).

3. Уметь слушать, когда другие делятся своими идеями, мыслями.

4. Поддерживать длительный контакт.

5. Ждать и не прерывать говорящего.

6. Ответственно относиться к порученному делу, развивать способность к рефлексии.

7. Принимать решение адекватно проблеме, затем придерживаться его.

Для старших школьников характерны следующие основные навыки:

1. Уметь предлагать более одного решения проблемы.
2. Учитывать различные точки зрения.
3. Предвидеть различные последствия предполагаемых решений.
4. Использовать активное слушание для перефразирования и повторения идей других участников.
5. Реагировать на других на основе принципа эмпатии.
6. Ответственно выполнять и активно участвовать во всех намеченных делах класса.
7. Развивать способности к рефлексии

Наблюдения показывают, что вот так, последовательно расширяя полномочия класса, вовлекая всех учащихся в осмысление деятельности, привлекая к оценке результатов этой деятельности, в итоге формируем сознание цели и мотива планируемой работы. Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления класса, приобретаются все более отчетливо черты коллектива: происходят качественные изменения отношений внутри группы, к каждому ее члену. Результатом этого изменения становятся более глубокие взаимосвязи, сотрудничество, ощущение своей сопричастности как части общества

Какие вопросы могут решаться на классных собраниях:

- вопросы выборов и перевыборов органов самоуправления; проводятся групповые игры по моделированию социальных ситуаций, тренировке позитивного мышления; созданию классных правил, для достижения желаемого этического поведения; обсуждение и принятие Устава МОУ, разработка положений, разрешению конфликтов и налаживанию дружеских взаимоотношений между учащимися, рассмотрение и утверждение плана работы, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками и т.п.

Небольшие методические советы по организации классных собраний.

Прежде всего, откажитесь от монологов, "разговорите" своих учеников!
- "Хорошие новости". - Задавайте вопросы типа "У кого есть хорошие новости?"

- «Круг". - Установите стулья в круг. Предложите учащимся занять места и увидеть друг друга "глаза в глаза". Организуйте беседу, используя данные ниже "стартовые" предложения. Каждый может по желанию говорить или воздерживаться. После того, как всем была представлена возможность выступить, учитель может воспользоваться высказываниями отдельных учеников в качестве отправной точки для дискуссии. Вот некоторые "стартовые" предложения:

"В этом классе мне нравится то, что …"
"По-моему наш класс может сделать лучше …"
"Я думаю мы должны принять решение, которое…"
"Меня интересует, почему…"
"Меня беспокоит то, что…"
"Я хочу…"

- "Постановка цели". - Обсудите ваши цели на следующее утро, день, неделю, четверть, учебный год
- "Выработка правил".- Предложите вашим ученикам самим составить справедливые с их точки зрения правила поведения в классе. Чтобы стимулировать учащихся, дать им возможность взглянуть на проблему с разных сторон задавайте вопросы типа
1.Какие правила нам нужны для нашего класса?
2.Для занятий в спортзале?
3.Для экскурсии?
4.Для проведения дежурства?

Запишите выработанные правила на плакате. всегда обращайтесь к этому плакату, если вы считаете. что правило нарушено.

- "Оценка правил"-. Попросите учеников в группах сначала написать, а затем обсудить следующие вопросы:
1. Что такое школьные правила?
2. Зачем они нужны?
3. Это хорошие правила?
4. Если бы вы могли изменить одно правило, то какое бы вы выбрали?
5. Нужно ли изменить какое-либо из наших классных правил, чтобы они стали более эффективными?

- "Оценка".-Задавайте позитивные вопросы: "что хорошего было сегодня? как мы можем завтрашний день сделать лучше? Как мы можем сделать это лучше в следующий раз?"

- "Выступление ученика". Один или два ученика представляют собственную работу, например, какой-либо проект либо рассказ.

- "Проблемы":
Индивидуальные проблемы. Задайте вопрос самому ученику, а потом и всем учащимся "Как мы можем помочь в разрешении этой проблемы?". Отнеситесь серьезно к обсуждаемой теме, Не вставайте на позицию ментора.
Групповые проблемы. "Какова общая классная проблема, о которой нам стоит поговорить?"
Жалобы и рекомендации. "Можно пожаловаться на какую-то проблему, но нужно предложить и рекомендации по ее решению".

- Справедливость.- "Каким образом можно решить этот конфликт, чтобы решение было справедливым по отношению ко всем?"

- Учебные вопросы.- Задавайте вопросы типа "Как вы думаете, почему нам нужно изучать это? Что помогло бы вам улучшить качество домашней работы? Следующего тестирования? Как можно было бы улучшить результаты последнего тестирования?"

- "Благоустройство класса и классная работа" - Спросите у своих учеников "Как можно благоустроить наш класс?" (ответы - переустройство класса, новые виды совместной работы, новые учебные игры и т.д.)

- "Собрание по подведению итогов". Задавайте вопросы "Насколько эффективно решение, которое мы приняли? Можем ли мы повысить его эффективность?"

- "Собрание с целью обнаружения общих понятий"- Задавайте вопросы типа "Что такое друг? Как ты находишь друга? Что такое совесть? Как она тебе помогает? Что такое ложь? Допустимо ли говорить неправду? Что такое доверие? Почему оно важно? Что такое мужество? Как оно проявляется у людей?".

- "Ящик предложений" ("Ящик дел класса). Любая тема, предложенная учениками, должны быть обсуждена.

- "Собрание о собраниях". Задавайте вопросы типа "Что вам понравилось в наших классных собраниях? Что не понравилось? Чего мы достигли? Как мы можем улучшить наши собрания?".
Можно также использовать такие интерактивные методы как "Плакат, подводящий итог семестра" и "Коллаж". см. интерактивные методы.

Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива .

 

 

Литература: Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы, от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.